Здоровье

Развитие детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность

Дети бывают разные — тихие и шумные, активные и не очень, артистичные и застенчивые. А есть особенные, дети для которых наш разноцветный, разнообразный мир невидим. Это дети с проблемами зрения. Слепые и слабовидящие.

И мы зачастую, встретившись с таким ребёнком, испытываем только жалость. А они не хотят этой жалости, они хотят бегать, прыгать, петь и смеяться. Познавать этот мир и жить в нём. Любить и радоваться, грустить и мечтать.

🔥 Лучшее в телеграм: Развитие детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность... Открыть

Но как всему этому научить незрячего ребёнка? Театр — мощнейшее средство в работе с такими детьми.

Самые вкусные рецепты находятся здесь... Открыть

Театр в развитии детей с нарушением зрения

На сегодняшний день во всем мире нарушениям зрения подвержены 19 миллионов детей. В России количество слепых и слабовидящих составляет 218 тысяч человек, 47960 из которых – молодежь.

Часто такие люди с самого младшего возраста испытывают трудности в развитии. Вследствие чего сегодня все чаще применяются особые методы адаптации, один из которых – театральная анимация.

Фото из интернета

Она помогает слепым и слабовидящим детям налаживать дружеские и деловые связи. Комфортно существовать в них, не страдая при этом от страхов и комплексов. Углублять и демонстрировать свои умения в разного рода времяпрепровождении – например, в досуговом пространстве.

Самые вкусные рецепты находятся здесь... Открыть

Проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

фото из интернета

80% того, чему мы научились, будучи детьми, произошло благодаря наблюдению. Мы были мотивированы ползти к новой яркой игрушке, чтобы ее изучить, или прикладывали телефон к уху, подсмотрев это у взрослых. Однако дети с нарушением зрения почти лишены обучению через наблюдение, что часто приводит к задержкам в развитии.

Как следствие, у них появляется и проблемное поведение – крики, швыряние вещей, физическая агрессия. У сверстников и их родителей, незнакомых с причиной такого поведения, оно вызывает негативную реакцию. Что затрудняет успешную социализацию ребенка.

Также из-за особенностей зрения ребенок не может в полной мере интересоваться тем, чем обычно интересуются сверстники в его возрасте. Что еще больше затрудняет социализацию. Зачастую такие дети находятся в состоянии «отчуждения» от полноценной культурной жизни и нуждаются в социально-культурной реабилитации.

Значение театрализованной деятельности в развитии слепых и слабовидящих детей

Наш с вами общественный опыт накапливается в процессе взаимодействия с окружающей средой, и главное место в дошкольном возрасте отдано творческим играм. Среди них особо выделяется театрализованная игровая деятельность. Представляющая собой процесс имитации общественных отношений с использованием различных символов.

фото из интернета

Исследования утверждают, что этот тип игровой активности содействует активному знакомству со свежими предметами и проявлениями окружающего мира. Кроме того, значительно углубляет диапазон доступных знаний дошкольников.

Театральная игра дает возможность улучшить аналитическую и обобщающую деятельность ребёнка. Оказывает благотворное воздействие на умение правильно пользоваться языковыми средствами. Использовать интонационную структуру речи. Способствует наработке активной лексики детей.

Также театрализованная игровая деятельность, предполагающая образную имитацию эмоций, является толчком к развитию переживаний. Подготавливает к пониманию других людей, позволяет ощущать себя на их месте в разных ситуациях. Искать общепринятые методы взаимодействия, что по сути является источником развития эмпатии.

Также на протяжении подобной игры расширяются творческие способности детей, стремление мечтать и осознавать, что они хотят в действительности.

Разноплановое воздействие театрализованной игровой деятельности на совершенствование детей дошкольного возраста также значимы для коррекционной педагогики. Исследователи установили прямую связь между формированием театральной игры у детей, у которых есть задержки в интеллектуальном развитии и процедурой углубления представлений о картине общественной жизни.

Этот тип творческой игровой деятельности еще трактуется и как одно из условий для накопления, синтеза и консолидации приобретенного социального и чувственного опыта.

Социальная реабилитация ребёнка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) по зрению в условиях театральной деятельности

В театрализованной игре, как одном из типов творческой деятельности, есть значительный коррекционный и развивающий потенциал. Базирующийся на возможности имитации многообразия социальных отношений с помощью различных символических средств.

фото из интернета

Степень развития опыта взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением зрения и их обычных сверстников показывает, что в обоих случаях прогресс в общем подчиняется одним и тем же принципам.

Тем не менее, процесс формирования социального опыта со стороны визуального «голода» обусловлен рядом отличительных черт. Они выражаются в более низкой насыщенности процесса. Непропорциональностью расширения слагаемых когнитивной и эмоциональной ценности по сравнению с коммуникативными и поведенческими характерными чертами социального опыта.

Исследователями отмечено благотворное воздействие ролевой игры в совершенствовании возмещающих действий у дошкольников с патологиями зрения. Творческая игровая деятельность – это еще и средство расширения и направления коммуникативной активности таких детей. Кроме того, подобная игровая деятельность имеет влияние на углубление зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Также существует сильная корреляция между телесным и духовным воспитанием, а также социально-эмоционального совершенствования ребенка с его игровой активностью.

При изучении игровой активности таких детей исследователи замечали, что игра помогает объективации их понимания об окружающей действительности. Появлению и расширению их деятельного взаимодействия с окружающей средой, поднятию уровня самооценки и нивелированию ограничений социального опыта.

У дошкольников с нарушениями зрения есть совокупность отличительных черт, которые играют большую роль в расширении социального опыта этой категории детей. Проявляются в медленном приобретении игровых навыков. Проблемах в выполнении игровых действий с устным описанием (что ведет к бедным сюжетам). Трудностями в налаживании игрового взаимодействия.

Вследствие этого, улучшение игровых действий, учитывая зрительную недостаточность, является одним из основных моментов в углублении социального опыта детей с нарушением зрения.

Театрализованная игра

Театрализованная игра как один из способов творческой игровой деятельности. Она охватывает обширный потенциал самосовершенствования, относящийся к социальному опыту детей с нарушением зрения.

Во-первых: такая игра определяет разнообразные социальные и ролевые позиции ребенка. Интегрирует его в комплекс различных общественных отношений. Усиливает самосознание, позволяя ему ощущать свое «я» применительно к событиям и явлениям окружающей среды.

Во-вторых: в ходе этой игровой деятельности будут востребованы все составляющие социального опыта, потому что в ее границах проводится эмоциональное познание окружающего мира. Кроме того, ребенок включен во взаимодействие с другими людьми и может реализовывать общепринятые нормы поведения.

Театральные игры для детей с нарушением зрения

Совершенствование формирования социального опыта детей с нарушением зрения обеспечивается внедрением специальной методики. Которая обогащает социальный контент их театрализованной игровой деятельности вместе с постепенным усложнением ее функционального характера (от этюда до тестовых игр и от традиционной театрализованной игры к театральной пьесе с добавлением сюжета).

фото из интернета

Исследователи выделяют три типа театрализованных игр для дошкольников с нарушением зрения.

Игры с театральными элементами

Первое – это игры с театральными элементами. Они учат подмечать небезынтересные идеи в окружающей среде, реализовывать их, творить свой собственный художественный образ персонажа.

Они активируют творческое воображение, ассоциативное мышление, шанс видеть необычное в обыденном. Театральные куклы, которые являются альтер-эго маленьких актеров, помогают снять эмоциональный стресс у детей с нарушениями развития.

фото из интернета

В старшем дошкольном возрасте кукла для детей с нарушениями зрения представляет собой еще одну возможность выражения мыслей и чувств. Вместе с тем, она является средством коррекционно-компенсационного воздействия.

Игрушки и куклы совершенствуют неповрежденные органы чувств, двигательные навыки, предметную и коммуникативную активность, мышление. Они же помогают образованию образа окружающего мира. Уяснению межличностных отношений, правильной коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Сюжетно-ролевая игра

Второе – это игры-драматизации, своего рода театрализованная сюжетно-ролевая игра. Она базируется на элементах ролевой, режиссерской и терапевтической игры. Которая помогают детям с нарушениями зрения достигать большего творческого эффекта.

Подобные игры дают каждому ребенку право принимать участие в ситуациях, связанных с драматизацией. Содействовать выразительной реализации передачи образа, углублять художественные способности, творческую независимость.

фото из интернета

Для детей с нарушениями зрения традиционный игровой сценарий должен быть адаптирован. Он содержит подготовительную стадию, на которой дети знакомятся с определенным типом кукол. Короткими этюдами для одного и нескольких человек, предназначенными для овладения механизмом управления куклой. Согласованного эмоционального озвучивания действий куклы.

Особая подготовка связана с небольшими имитационными способности дошкольников с нарушениями зрения. Им нужно больше времени и усилий для повторения усвоенных знаний, нежели у их сверстников без проблем со зрением.

Режиссёрские игры

Наконец, третье – режиссерские игры. Они представляют собой вершину развития игр, способствуют беспристрастной оценке своих и чужих поступков.

фото из интернета

Именно в режиссерской игре выражаются все составляющие воображения ребенка. Чем дальше, тем больше сюжеты в такой игре становятся все сложнее, и игра может перерасти в собственное литературное творчество ребенка.

Стоит отметить, что интересный ход был продемонстрирован в одной из шотландских школ для слепых и слабовидящих детей, где была поставлена рождественская пьеса.

Слабовидящая девочка, игравшая ведьму, использовала трость при передвижении. Ритмичное постукивание ею при ходьбе и тревожная музыка (музыканты следовали за актрисой по пятам) создали столь потрясающий эффект, что весь зал замер в напряжении. Таким образом можно сделать вывод, что воздействие на эмоции через звук – мощное средство в подобных театральных играх.

Пути решения проблем со зрением через театральную деятельность

Театральная деятельность как социально-культурная технология в работе с детьми-инвалидами исследуется в основном западными специалистами. Ими же получены результаты, свидетельствующие об ее перспективности.

Подобная деятельность наиболее близка и понятна любому ребенку, так как он легко входит в образ, чтобы выразить полученное впечатление или отразить свою выдумку.

фото из интернета

Такая деятельность по сути игра, и ребенок получает от нее огромное эмоциональное удовольствие. Вообще стоит отметить, что досуговое или социально-культурное пространство как нельзя лучше, подходит для решения задач адаптации детей с проблемами со зрением. Так как именно здесь происходит формирование и корректировка культурных потребностей личности. Выработка и фиксация реакций на вызовы среды.

Таким образом — у детей с нарушениями зрения часто снижена мотивация к познанию окружающего мира. Участие в театрализованной деятельности помогает развитию проявления любознательности, стремлению к узнаванию нового. Пониманию новой информации и новых способов взаимодействия, настойчивости, увлеченности. В конечном итоге, содействует общему развитию.

Добавь статью в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *